Кассовые разрывы – бич современного бизнеса. По данным Национального банка Казахстана, доля просроченной задолженности по кредитам в стране увеличилась с 5,3% в 2021 году до 6,8% к 2023 году.
Общий рынок кредитования в том же году вырос на 16% и составил 44,3 трлн тенге. Из этой суммы 24,6 трлн тенге (55,7%) приходился на бизнес-кредиты, и только 19,6 трлн тенге (44,3%) — на розничные.
Удивительно, но даже процветающий бизнес может испытывать кассовые разрывы. Часто из-за сезонности. Например, школа плавания, которая зарабатывает большую часть денег осенью, зимой и весной, может столкнуться с дефицитом средств летом, когда спрос падает.
Такие проблемы настигают и молодые, но быстроразвивающиеся компании, так как им часто требуется больше финансов для расширения, чем они получают из выручки.
Также причины кассовых разрывов могут быть связаны с неправильным выбором продуктов, неэффективной системой управления денежными потоками, неожиданными крупными расходами (например, на ремонт) и так далее.
Методы анализа финансовой ситуации разнятся. Но, как правило, включают в себя изучение:
- бухгалтерской отчетности: баланса, отчета о прибылях и убытках, о движении денежных средств;
- рентабельности: активов, собственного капитала, продаж;
- ликвидности: текущей, быстрой и медленно реализуемой;
- кредитной надежности: коэффициента долговой нагрузки, покрытия процентов;
- рыночной стоимости: методом чистых активов и дисконтированных потоков денег.
- Прогнозирование спроса: сначала нужно понять, сколько товаров вам понадобится в будущем. Для этого используются такие методы, как анализ исторических продаж, маркетинговые исследования и т. д.
- Оптимизация заказа: когда вы знаете, сколько товаров вам нужно, нужно решить, когда и сколько их заказывать. Это зависит от многих факторов — частота поставок, скидки за объем, складские площади и т. д.
- Управление запасами: после того, как товары поступят на склад, нужно их правильно хранить, отслеживать их количество и состояние, а также своевременно пополнять запасы.
- Предложите скидки за досрочную оплату: стимулируйте клиентов к быстрой оплате, предлагая скидки за ускоренные платежи.
- Договоритесь о более длительных сроках оплаты: обсудите с надежными поставщиками возможность отсрочки платежей для оптимизации денежного потока.
- Внедрите систему поэтапной оплаты: для крупных заказов предложите систему оплаты частями по мере выполнения работ или поставки товаров.
- Используйте зачет взаимных требований: если вы и ваш поставщик одновременно являетесь должниками друг друга, рассмотрите возможность зачета взаимных требований.
Согласно исследованию, проведённому компаниями SPS Commerce и Supply Chain Dive's studioID, 43% руководителей цепей поставок в течение последнего года сталкивались с трудностями при поиске поставщиков.
Данные портала «Логистика» дают такие же неутешительные данные — 39% поставщиков также испытывали сложности с обменом данными о заказах с партнерами.
Все это приводит к серьезным финансовым потерям компаний, поэтому советуем уделить данному пункту особенное внимание.
Основные этапы разработки бюджета:
- Определение целей компании на планируемый период.
- Сбор данных о доходах, расходах, активах и обязательствах компании.
- Разработка проекта бюджета с детализацией по статьям доходов и расходов.
- Обсуждение проекта бюджета с руководителями и его утверждение руководством компании.
- Реализация утвержденного бюджета.
- Отслеживание движения денежных средств, выявление отклонений от плановых показателей.
- Изучение причин отклонений от планов, оценка эффективности использования ресурсов, принятие решений по оптимизации бюджета.
Исследование, проведенное Ассоциацией американских бухгалтеров (American Accounting Association), показало, что компании с более высоким уровнем резервного капитала имеют более низкую вероятность банкротства и более высокую рентабельность. Journal of Finance также подтвердили эту мысль и доказали, что инвесторы готовы платить более высокую цену за акции компаний с более высоким уровнем резервного капитала.
В завершение статьи хочется подчеркнуть: кассовые разрывы не являются приговором для вашего бизнеса. С правильным управлением финансами вы можете не только избежать таких ситуаций, но и добиться стабильного роста вашего предприятия.
Это гораздо проще сделать, когда рядом есть знающий и опытный человек. Найти такого можно на сервисе Mentor.Pro. Мы предлагаем уникальную возможность арендовать опытных сертифицированных менторов, которые имеют высшее образование и багаж опыта на руководящих должностях крупнейших мировых и казахстанских компаний.
С нашей помощью вы сможете значительно увеличить доход своего бизнеса, масштабировать компанию, достигнуть амбициозных целей и решить операционные вопросы.
Не упустите шанс улучшить свой бизнес с помощью проверенных экспертов. Запишитесь на консультацию уже сегодня!