MentorPro.kz

Коуч, ментор, наставник, фасилитатор: главные задачи, основные отличия

Это – профессии, одни из востребованных на сегодня. Все потому что порой нам сложно справиться в одиночку с той или иной ситуацией, и мы обращаемся за помощью. Как нам помогают коуч, ментор, наставник и фасилитатор и в чем их главные отличия, читаем.

Коуч

Представьте гончарный круг. Каким будет ваш результат работы с ним – решаете только вы. Однако никто не отменял подсказки, благодаря которым вы “отсекаете” все лишнее.

Так же и бизнес-коуч – поддерживает своего подопечного в достижении определенных профессиональных целей, о которых они договорились ранее. К примеру, сотрудник приобретает коуч-сессию для того, чтобы реализовать свою давнюю цель – стать руководителем отдела. Коуч-эксперт, в свою очередь, запускает процесс по раскрытию потенциала работника. Он не дает советов, но задает правильные вопросы, помогая тем самым принять оптимальное решение и составить план действий. Коуч-психолог занимается этими же делами, но чаще личного характера.

Как видим, подопечный делает все сам, исходя из собственных ресурсов. Коуч лишь помогает ему – в осознании сильных сторон и формировании нового взгляда на свой опыт. Отношения между коучем и клиентом могут быть как разовыми, так и серийными, все зависит от запроса.
Лучший результат по итогам взаимодействия с коучем – появление энергии и намерения для новых идей, возможностей и действий.

Ментор

Ментор и менти – это крепкие долгосрочные отношения, направленные на поддержку развития последнего и решение его текущих проблем. Ментор заинтересован в общем развитии личности.

Для достижения целей он использует разные методы – в том числе коучинга, тренинга и фасилитации. Учитывая опыт, рекомендации, видение и план ментора, подопечный имеет возможность эффективно выстраивать свои процессы.
Если говорить о разнице между ментором и коучем, то у последнего не всегда есть компетенция и опыт в сфере, по которой поступил запрос. Ментор же в работе опирается на имеющиеся скиллы. “Научи меня делать, как ты” – это если коротко о подходах в менторинге.

Наставник

Вспомним школу. Когда вам поручали какой-либо проект, в группе всегда был кто-то из старшеклассников – он же наставник, который не только делился опытом в конкретной области, но и учил тонкостям работы, помогал с выбором подходящих инструментов и так далее.

В отличие от коуча и ментора, задачи в работе наставника предполагают минимум самостоятельности и максимум директивности. Это буквально тот случай, когда подопечный повторяет те или иные действия за опытным наставником. В качестве примера возьмем мастера по маникюру, который пошагово показывает новичку технику выполнения процедуры. Наставничество с его готовой моделью идеально подходит в случаях, когда у человека еще нет опыта в деле.
В 60-70-е годы наставничество молодого поколения в СССР имело массовый характер. Профессиональные мастера, ведущие инженеры и рабочие не только выполняли свою работу, но и передавали опыт молодым сотрудникам, помогая им таким образом освоить все тонкости профессии.

Звание наставника считалось особо почетным. Они получали знаки отличия, денежные премии и разного рода подарки – например, путевку в санаторий “за вклад в развитие нового поколения трудящихся”.

Фасилитатор

Помимо индивидуальной работы, коучинг может быть представлен в командном или групповом форматах. Если в групповом участники не всегда имеют общую цель, то в командном их объединяет определенная задача.

Фасилитация – и есть один из методов группового коучинга, когда нужно выстроить правила коммуникации, определить цели и т.д. Фасилитатор участвует в создании поддерживающей и продуктивной обстановки в команде, управляет процессами обсуждения и принятия решений, облегчает разрешение конфликтов, помогает группе двигаться вперед.
Задача фасилитатора – подтолкнуть участников команды к решению проблемы через раскрытие их личностей и стиля работы. Проводя сессии, он ведет аудиторию согласно определенному процессу, подбирает необходимые инструменты. И да, он не знает, что из этого выйдет. Как топ-менеджер не решает вопросы текучки кадров, так и фасилитатор погружает аудиторию в проблему, лишь направляя ее к выработке решения.

В заключение отметим, в пределах одной компании могут спокойно сосуществовать четыре самостоятельные системы – менторинг, коучинг, наставничество и фасилитация.

В то время как коуч помогает выявить и развить потенциал человека, ментор передает опыт и знания, наставник руководит на пути к достижению целей, а фасилитатор обеспечивает эффективное взаимодействие внутри команды.

Использование всех этих ролей в бизнесе способствует повышению производительности, улучшению коммуникации и созданию благоприятной рабочей атмосферы, что в конечном итоге ведет к успеху всего дела.